Зубков Николай Александрович
Родился 7 декабря 1948 года в городе Астрахань.
Окончил педагогическое отделение Астраханского художественного училища (1975) и художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института имени М. Акмуллы, Уфа (1992).
Живописец, член Союза Художников России с 1998 года, преподаватель высшей квалификации. Постоянный участник областных, региональных и городских выставок.
Краткая биография Николая Зубкова
Н.А.Зубков. Жизнь и творчество.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Детство
2. Постижение мастерства
3. Старая Астрахань
4. Тематические композиции. Конец 20 – начало 21 века
5. Российская провинция
6. Пейзажи. Поволжье
7. Натюрморты
8. Композиции. Тольятти. Последнее десятилетие
9. Педагогическая деятельность
Детство
Карабкаются на пригорок улицы, застроенные старыми, обжитыми домами с балконами, раскрытыми окнами, голубятнями на крышах. Во дворах, на тротуарах и дорогах, на перекрестках города – суета повседневной жизни. Люди бегут, встречаются, смеются, печалятся, танцуют.…
"Стрелка" Астрахань 1973 год. Из архива газеты "Волга".
Каждое действие художник показывает уважительно, в подробностях, останавливает внимание на деталях. Создается достоверное живописное повествование. В то же время, что очень важно, в картине нет той описательности, которая выхолащивает художественное произведение, убирает из него живое, образное начало. Дело в добром, сочувственном отношении автора к миру, который он изображает на своем полотне, и к людям, которые его населяют. По словам Николая Александровича, в своем творчестве он хочет донести « до зрителя ту теплоту, которая сохранилась в старых русских городах, передать всю пестроту простых человеческих отношений, порой жестоких и холодных в реальной жизни». В работах находит свое выражение склад личности автора, особенности восприятия им окружающей действительности. Поэтому так близки картинам художника его воспоминания о пережитом. Последовательно перебирая в памяти людей и события, он вспоминает все, с чем была в той или иной степени связана его жизнь. В дальнейшем сведения о жизни Н.А.Зубкова будут взяты мной из автобиографии художника.
Николай Александрович родился 7 декабря 1948 года в городе Астрахани, в роддоме№2. Жил он с родителями в доме №13 по улице Фиолетовой, недалеко от кремля.
Улицы и дворы старой Астрахани встречаются в живописных и графических работах художника. Один из дворов Фиолетовой улицы, реальный, хотя и несколько преобразованный, лежит в основе картины 2006 года «Летний вечер в Астрахани». В достоверном городском пейзаже, наполненном жанровыми мотивами, как бы незримо присутствуют герои произведений Кустодиева.
Детьми занималась мама, Полина Федоровна. Отец Зубкова, Александр Иванович, боевой офицер связи, в детстве увлекался рисованием и живописью, но Великая Отечественная война не позволила ему стать профессиональным художником. Поэтому можно сказать, что обращение Николая Александровича к изобразительному искусству не случайно. Отец служил в красных казармах рядом с Астраханским кремлем. В 1950 году его направили на службу в Тбилиси. Семья проживала в доме, одна из стен которого выходила на стадион Динамо Тбилиси, а фасад – на парк культуры и отдыха, где детей катал настоящий маленький паровоз с вагонами. За забором двора кипела жизнь на оживленной цветущей улице. Запомнилось, как во время матчей конная милиция гоняла безбилетников и еще - как ходили по дворам молочницы и кричали: «Мацони, мацони!», а дети, усевшись на заборе, пускали мыльные пузыри. Как-то приехал дедушка Николая Иван Дмитриевич Зубков и привез детям целую сумку гостинцев. То-то было радости!
После смерти Сталина, в 1953 году, шло сокращение вооруженных сил, отец вышел в запас, и семья переехала в станицу Полтавскую на Кубань, к дедушке с бабушкой. Дедушка работал в колхозе. Дома делали веревки из конопли, ходили вокруг лежащих на земле снопов и молотили цепами пшеницу на зерно. Бабушка выпекала из намолоченной пшеницы хлеб, вкус и запах которого помнятся до сих пор. А как здорово было ездить на своем первом велосипеде и просыпаться по утрам от звуков рожка! По вечерам бабушка Варвара молилась. Когда пришло время, она проводила внука на первое причастие.
Николаю интересно было наблюдать за происходящим вокруг него: смотреть, как ласточки вьют гнезда над входом в сарай со скотиной, на коконы больших белых червячков тутового шелкопряда - во время экскурсии на станцию.
Эпизоды откладывались в памяти ребенка последовательно, один за другим.
Зимой 1954 года семья переезжала на санях через степь в станицу Калининская, через огромные, величиной с дом, сугробы. Внезапно мама Николая, не удержав на руках, уронила в снег годовалого брата. Пришлось останавливаться и выкапывать его из снежного заноса.
Поначалу жили рядом с кладбищем, расположенном на древнем скифском кургане, рядом с рекой Понура. Похоронные процессии отложились в памяти запахами цветов: ирисов, тюльпанов, пионов, нарциссов.
Жизнь была заполнена до отказа. Бегали с ребятами купаться и рыбачить на речку, играли с водой на водокачке. Пущенный оттуда сделанный из щепок кораблик плыл, подгоняемый течением, несколько километров до самой речки. Ходили на скотобойню, где на «кис-кис» сбегалось не меньше ста кошек.
В 1956 году переехали в другой дом, неподалеку от церкви. Николай Александрович поступил в первый класс. Школа находилась в старом поповском доме. Учителя, а многие из них прошли войну, любили детей, но поддерживали строгий порядок и дисциплину. В школе на новогодней елке маленький Николай спел, стоя на табуретке, первый куплет песни «Широка страна моя родная» и получил подарок от деда Мороза с вкусными мандаринками и зефиром.
Рядом с церковью находилась игровая площадка. Там играли с друзьями в футбол, запускали воздушных змеев. Смотрели в тире, как взрослые парни и девушки, проходившие курс молодого бойца, стреляли из мелкокалиберных винтовок. Потом ребятишки выковыривали из стены свинцовые пульки и плавили их на костре, придавая замысловатые формы.
На всю жизнь запомнилось, как, собравшись у военкомата, сельчане провожали своих сыновей в армию. Николай Александрович увидел в этом «праздник и страдание широкой и открытой русской души». К теме проводов в армию художник не раз будет возвращаться в живописных произведениях. Прибегая к излюбленным композиционным схемам и формальным средствам, Зубков попытается с возможной полнотой показать чувства и переживания людей в драматической ситуации.
Когда Зубков учился в пятом классе, рисование стала преподавать Нина Ивановна Тарабанова. Она имела высшее художественно- педагогическое образование, что было редкостью в сельской школе и стало большой удачей для Николая Зубкова. То, что было заложено природой, художественные способности, воспринятые от отца, дополнились серьезной профессиональной школой.
Мальчик многим увлекался. Уже в этом проявлялся активный интерес к жизни. Занимался в Доме пионеров в авиамодельном кружке, которым руководил учитель физкультуры, бывший военный летчик. Ездили с учителем на военный аэродром под Краснодар, где кружковцы могли увидеть настоящие военные самолеты, посидеть в кабине и подержаться за штурвал. Ребята выполняли великолепные модели двухмоторных самолетов.
В станицу приезжали студенты Краснодарского художественного училища на летний пленэр. Ребятишки часто прибегали смотреть на их работу. Когда друзья Коли начинали скучать и уходили, он «продолжал, как зачарованный», пристально наблюдать, как студенты рисуют и пишут этюды. Однажды кто-то из практикантов оставил отработанную палитру. Николай бережно подобрал ее и принес домой.
Большое место в его жизни занимала, да и теперь занимает, музыка. В будущем это помогало художнику ритмически организовать композицию, создать цветовую гармонию, использовать музыкальную основу в воплощении художественного образа картины. В 9 и 10 классах он играл в школьном ансамбле. Все музыкальное оборудование делали своими руками. Молодые музыканты выступали в станичном клубе, ездили с концертами на гастроли.
Ну и конечно, как активная, творческая личность, он не мог не участвовать в школьных КВН-х..
Занимался радиотехникой, после окончания школы работал с отцом связистом. «Первые заработки. Первая влюбленность»,- вспоминает художник
Постижение мастерства
Последовательная и активная работа в области изобразительного искусства началась в армии, в 1967 году. Н.А.Зубков служил полковым художником-оформителем в танковой части в ГДР, где раньше служил его отец.
Прежде, чем стать оформителем, Зубков победил в небольшом конкурсе: лучше всех из отобранных солдат выполнил копию плаката. Оформительской работы было много. Несмотря на большую нагрузку, Николай постоянно рисовал и писал на пленэре и добился в этом немалых успехов.
Одна из работ, созданных в ГДР во время службы – пейзаж «Деревня Нейхов» (1969г.).
Живописная панорама с видом деревни написана материально и правдиво. Найден верный единый тон. Убедительно передано состояние летнего вечера.
В армии Николай Александрович познакомился с Алексеем Михайловичем Кузнецовым, который стал его лучшим другом. Нашлись и другие единомышленники. Творческое общение с ними обогащало и помогало становлению молодого художника.
Зубков не оставлял занятия музыкой. Освоил шестиструнную гитару. Собственноручно собрал вторую электрогитару.
После окончания службы Николай Зубков работал в станичном клубе художником-оформителем.
В 1970 году произошел перелом в его жизни. По приглашению друзей он переехал в свой родной город Астрахань. Здесь он встретил свою будущую жену. Здесь у молодой четы родился сын. Здесь же Николай Александрович учился профессиональному мастерству в художественном училище. В его мастерской собиралось разношерстное и интересное студенческое общество: будущие художники, скульпторы, музыканты, режиссеры, молодые историки и краеведы. Делились новостями, обсуждали проблемы искусства, рассуждали об истории старинного города. Это не могло не иметь влияния на творчество Зубкова. Не случайно основной темой его искусства, которой он занимается на протяжении всей жизни, станут уголки старых городов, в особенности – Астраханские улицы, дома, дворы, храмы, кремль. Наполняя их жизнью, он вводит в них изображения занятых повседневными делами людей – конкретных, реально существующих или существовавших. Художник показывает все, с чем была в той или иной степени связана его жизнь. Его картины отличает подробная передача точных жизненных наблюдений.
Астраханское художественное училище. Дипломная работа. Астрахань 1975.
Первые работы, посвященные Астрахани, появились в студенческие годы. В этот период были созданы рисунки и акварели с изображением храмов или старого двора с замыкающими перспективу старыми деревянными воротами и покосившимся забором с выглядывающими из-за него деревьями и крышами домов. К мотиву со старыми воротами, от которых теперь уже не осталось ничего, художник будет возвращаться много раз и в более позднее время. Простоте обыденного сюжета отвечают сдержанные интонации листов, соответствующие атмосфере тишины и покоя.
После окончания училища в 1975 году Зубков работал художником в областной газете «Волга». Параллельно с этим он начинает экспонировать свои произведения на городских выставках, а в 1977 году участвовал на областной молодежной передвижной художественной выставке.
В 1977 году Николай Александрович был направлен на Всесоюзный сбор молодых художников на творческой даче «Старая Ладога» в Ленинградской области. Он работал там два месяца и выполнил множество рисунков, этюдов, несколько законченных живописных произведений. Древнейший русский город поразил молодого художника великолепными старинными храмами и мощными крепостными сооружениями с полуразрушенными каменными стенами, напоминающими о богатой истории Ладоги, наполненной страстями и битвами. На его картинах можно увидеть построенный на полутонах лирический пейзаж, отличающийся тонкостью оттенков и цветовых сочетаний, и монументальную крепость, горбом выпирающую из воды и словно плывущую под легкими перистыми облаками. Уже здесь Николай Зубков дает почувствовать поступательный ход времени. Он передается мерными ритмами уходящих к горизонту пологих холмов исторического пейзажа «На Волхове» с вздымающимся над рекой древним курганом, в котором, по преданию, покоятся останки Вещего Олега. Дыхание времени ощущается в промозглом неуюте безлюдного «Заброшенного монастыря». В работе «Старая Ладога. В крепости» тема времени звучит как доминанта. На полукружиях красно-коричневой земли, чуть впереди небольшой, построенной из дерева церкви, торжественно поднимается белокаменный храм. Его теплые стены и высокий барабан с куполом, отражающие свет заходящего солнца, четким силуэтом выделяются на фоне сумеречного неба. Торжественный строй и внутреннюю взволнованность в картине подчеркивает диагональное движение облаков.
Особое место среди ладожских работ занимает натюрморт «Осень». В нем дает о себе знать философско-символическое начало. Сопоставляется пространство мастерской художника и за окном - далеко простирающийся осенний пейзаж. Здесь убирают поля и пасется стадо. Глаз зрителя движется от первого плана вглубь картины и останавливается у храма в верхней части холста, как бы охраняющего все сущее на земле. В тихой мастерской все готово к работе: стоит новый холст, очищена палитра. Тему можно трактовать, как «художник и мир». Эта тема продолжается в автопортрете. В сосредоточенности и замкнутости стоящего перед мольбертом художника проявляет себя общая для советского искусства того периода тенденция изобразить в портрете не только конкретную индивидуальность, но осмыслить модель, подчинить ее творческой концепции.
Сбор молодых художников завершился большой художественной выставкой. На протяжении нескольких лет воспоминания о творческой работе в Старой Ладоге отражались в искусстве Николая Александровича.
Коль скоро мы коснулись портретов, давайте немного остановимся на жены художника. Обыкновенно Н.А.Зубков создает портреты хорошо знакомых, близких ему людей. В1970-х годах он часто воплощал образ своей жены Людмилы. Это мог быть рисунок, в котором бережно представлен нежный облик юной женщины. А спустя несколько лет, в 1978г., – живописный портрет, где она показана в легком повороте, задумчивой и сосредоточенной. За год до него была написана другая работа, внутренне связанная с названной. В портрете преломляются традиции русской живописи первой половины 20 века. Он написан плотно и энергично, в сдержанной тональности, с выпуклой лепкой объемов. Эмоционально воздействуя на зрителя, живопись Зубкова помогает выявить особенности характера модели. Обращаясь к классическим произведениям советского искусства, что было характерно для творчества многих художников того времени, автор ввел сюжетную деталь – книгу, на которую опирается рукой его жена. Это позволило ему еще убедительней показать внутреннюю силу спокойного и уверенного в себе человека. В том и в другом портрете. Н.А.Зубков создает впечатление диалога с незримым собеседником, в котором раскрываются основные черты личности.
Поиски художника находятся в русле процессов, происходивших в советском искусстве конца семидесятых годов. У Зубкова это оправдано и не умаляет оригинальности и художественности его произведений. Стараясь подчеркнуть в модели лучшее, Николай Александрович использует как образец портретную живопись эпохи Возрождения. Картина «Вечер. Астрахань» - это портрет жены художника, обобщенные формы которого позволяют показать достоинство человека. А панорама старой Астрахани за спиной женщины свидетельствует о ее связи с этим городом, о том, что она – часть мира, который так любит мастер.
Старая Астрахань
Вернувшись в Астрахань, Зубков работал преподавателем в детской художественной школе №1. Параллельно с этим продолжал работу над собственными художественными произведениями.
Он участвовал в творческих четвергах, которые проводились в Астраханском отделении Союза художников. Вступил в молодежное объединение при Союзе. Общение с опытными, состоявшимися мастерами много давало молодым художникам, пока еще искавшим свой собственный путь в искусстве.
В 1977 году Николай Александрович создал свою первую астраханскую живописную композицию «Красный мост». «Она приснилась мне ночью,- сказал в интервью художник,- Это трансформированные, реально существующие места». Композиция построена на упругих полукружиях. В напряженном, словно выпуклом пространстве, на первом плане круглится красный мост с легким ажуром решетки. Он стоит на высоких сваях и отражается в воде. Получается круг, акцентирующий энергию композиции, написанную плотными и звучными красками. В прозрачной воздушной среде четко выделяются формы, объемы, линии. Условность композиционного и живописного решения направляет восприятие жанровых мотивов (пешеходы, бегущие мальчики с собакой, влюбленная пара у ограды) вне быта, как бы возвышающимися над бытом. В композиции заложено многое из того, что будет развиваться и использоваться в более поздних работах. В частности, своеобразие подхода к жанру и элементы символизма. Как правило, в картинах Зубкова будет повторяться изображение храма, замыкающего пространство на горизонте.
Дома, хранящие воспоминания о событиях и судьбах, их теплые стены, раскрытые окна. Дома, одушевленные жизнью людей – не столько жилища, сколько ее полноправные участники. Весь старый город с населяющими эти дома реально существовавшими стариками и ребятишками, молодоженами и хлопотливыми хозяйками, с улицами и переулками, чуть покосившимися заборами, садами и храмами – главная тема произведений Н.А.Зубкова. Это мир, который он любит, в котором находит поддержку и понимание в любой жизненной ситуации. Он постоянно рисовал и писал его. Часто это были композиции, показывающие вечернюю Астрахань, когда сумеречный свет, смешиваясь с неоновым светом фонарей, создавал живописную феерию, вовлекавшую в свое волшебное действо трамвайное кольцо и окружающие его строения, храмы и башни кремля.
В том же, 1979, году Николай Александрович Зубков переехал в Тольятти. Сначала жил в общежитии, потом получил квартиру. Через год к нему приехали жена с сыном. Работал бригадиром художников-оформителей на Волжском автозаводе, потом – художником-оформителем в политехническом институте, с 1982 года преподавал в детской художественной школе №1.
В 1980 году Николай Александрович впервые принял участие в городской художественной выставке в Тольятти и получил положительный отзыв ведущего самарского художника Виталия Петровича Петрова. В дальнейшем его произведения стали постоянно появляться на городских, областных и региональных выставках. Работал не только как живописец, увлекался гобеленом и лаковой миниатюрой.
Контраст между Тольятти и Астраханью был разительным. Первое время Николай Зубков почти не мог работать, переживал творческий кризис. И только начиная с 1982 года, постепенно, он вновь обращается к образам старых городов, Астрахани. Зубков приступил к работе над этой темой на новом качественном уровне. Художник стал писать виды уходящей Астрахани по воспоминаниям, используя свои зарисовки и этюды прошлых лет. Так в его творчестве появился город-воспоминание, город-мечта, противостоящий жесткому регламенту жизни и бездушной рациональной архитектуре современного промышленного города.
Автор хотел как можно полнее показать красоту и своеобразие Астрахани, раскрыть обаяние ее уникального облика, передать краски, многообразие жанровых моментов. Добиваясь этого, он часто использовал в картинах высокий горизонт и широкий обзор. В композициях царит тишина и спокойствие. Теплый свет вечернего солнца падает на деревянные или оштукатуренные стены невысоких домов, на густые кроны деревьев, заборы и крутые улицы. В этом, созданном им гармоничном мире художник отдыхал душой. Образы картин могли варьироваться – от камерного до эпического («Астраханский кремль. №2).
В портретах сына кварталы Автограда с прямоугольниками домов отдвигаются в глубину и предстают в виде далеких светлых силуэтов. Об одном из них, «юном мечтателе» с белым планером, на фоне большого окна, уже говорилось ранее. В другом портрете, «На тренировке», показывающем момент на миг остановленного стремительного движения, гибкая фигура мальчика с мячом господствует над окружающим пространством. В третьем, погрудном портрете в кресле, главное – напряженное внимание подростка. И в каждом из них притягивает к себе взгляд широко раскрытых глаз - пристальный взгляд в мир и, одновременно, в себя.
Всматриваясь в лица родных и близких ему людей, Николай Зубков показывает их в разных состояниях, раскрывающих различные грани характера.
В 1985 году Николай Александрович побывал в старейшем в России Доме творчества художников «Академическая дача им. И.Е.Репина» в городе Вышний Волочек. В организации Дома принимал участи И.Е.Репин. Репинская традиция поддержки молодых талантов сохранилась здесь до наших дней. Зубкову посчастливилось работать с известными мастерами советской живописи: Сошниковым, Н.Н.Соломиным, В.В.Непьяновым, Б.С.Угаровым, В.В.Сидоровым, братьями Ткачевыми, Х.А.Якуповым, Ю.П.Кугачем, Бархатковым. За два месяца Н.А.Зубков написал большое количество этюдов, выполнил несколько крупных работ. В основном это пейзажи, написанные в живописных окрестностях города. Сдержанная манера живописи художника соответствует камерности среднерусских ландшафтов. Тонко чувствуя состояние природы, разлитое в ней настроение, он умеет передать его в своих картинах.
Несколько работ были написаны в древнем городе Торжке, сохранившем историческую часть нетронутой современным строительством. Туда участники Академической дачи выезжали на этюды. В интервью 2006 года Николай Александрович сообщил: «Красивый город. С удовольствием вернулся порисовать, пописать развалины старинных монастырей, деревянные церквушечки». В 2000-х годах художник вернулся к старым картонам и стал их переписывать. Он пытается в своих произведениях, соединяющих точность воспроизведения и переживание художника, дать почувствовать дыхание времени, внести старину в современность. Поэтому не случайно символическое начало в его композициях, полных золотистого света.
В 1986 году по итогам поездки на творческую Дачу Зубков показал отчетную персональную выставку, а в конце года принял участи в городской художественной выставке. Его работы были отмечены заслуженным художником России Валентином Захаровичем Пурыгиным. Признание мастера поддержало живописца в его художественных поисках.
Тематические композиции. Конец 20 – начало 21 века
Николай Александрович работает последовательно, вдумчиво, добиваясь четкости формы и гармонии в распределении цветовых пятен, тонального равновесия. К своим основным произведениям художник относит те, что были созданы под влиянием старых мастеров: Питера Брейгеля Старшего, Босха, Дюрера, из русских художников - Б.М.Кустодиева.
Анализируя формальные свойства их картин и метод работы, Зубков многое использует в собственном творчестве. В работе он идет от эскизов, обдумывает каждый момент создания живописной композиции в традициях художников прошлых эпох. Но воздействие их творений на его искусство не ограничивается формальной стороной. Напротив, близость мировоззрения художников ведет к использованию тех или иных художественных средств. Изображая народные гуляния, свадьбы и «встречи друзей» на городских площадях и улицах, Николай Зубков следует за своим земляком Кустодиевым, известным автором сцен народных празднеств и ярмарок. Его привлекает возможность наиболее полно показать красочность, и богатство жизни. Но главное – передать то ощущение беспредельности многообразного мира и единства населяющих его людей, которое было присуще еще Питеру Брейгелю Старшему.
Отсюда и внимание к малейшей жизненной подробности. Потому что для любящего взгляда художника нет мелочей.
Интересно сопоставить два варианта картины «День города Тольятти». В 1985 году был написан ее первый вариант: заполненный праздничной толпой перекресток рядом с кинотеатром «Космос». В 1988 году автор возвращается к этой теме. Только действие переносится из Центрального района в Автозаводский. И хоровод людей уже не гармонирует с городской средой, но контрастирует с жесткими силуэтами Нового города, находится в его пустом пространстве, как островок жизни.
Ощущение праздника, безмятежной радости бытия возникает при взгляде на картину «Встреча друзей» (1996г.). На перекрестке крутых улочек старой Астрахани играет гармонист, танцуют и общаются люди. Как всегда, показано множество жизненных деталей. Здесь, как и в каждой композиции живописца, ставится знак равенства между конкретным и всеобщим, сиюминутным и постоянным, происходящим везде и всегда.
В композиции «Астраханский кремль» (1999г.) торжественно и строго выступают силуэты соборов, колокольни и кремлевской башни, четкие на фоне голубого неба.
Между тем время наполнялось событиями. Николай Александрович Зубков, окончив в 1992 году с отличием художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института (Уфа), стал работать в детском Доме культуры Волжского автозавода.
В 2002 году ушли из жизни родители.
В 1994 году он участвовал в выставке «Два автограда», которая проходила в Тольятти и
Набережных Челнах и включала в себя произведения художников того и другого города. В работах Н.А.Зубкова, всегда искренних и честных, по-своему преломлялись процессы, происходящие в изобразительном искусстве России, в частности, в молодых промышленных городах, в сложное время начала девяностых годов.
Тогда же Николай Александрович побывал в Елабуге. Впоследствии он приезжал туда с учениками на пленэр.
Через год художественная выставка «Два Автограда» экспонировалась в Париже.
В 1996 году Николай Зубков совершил поездку в Астрахань для сбора материала к будущим композициям.
В 1998 году вступил в Союз художников России. Это время ознаменовано успешной выставочной деятельностью живописца. Он является дипломантом региональных выставок «Большая Волга» в Нижнем Новгороде (1998г., 2003г.) и в Волгограде (2000г.).
Стержневая тема многих композиций мастера – «любовь, человек и город». В 2001 году серию работ на эту тему завершает композиция «Свадьба», начатая в 1998 году. Она написана, как «протест против уныния, охватившего на тот момент большую часть общества», потому что в ней утверждается, «вопреки всем невзгодам» того периода, «торжество любви», как «апофеоз человеческого счастья в момент создания новой семьи». В этой, как и в последующих работах, меняется точка зрения художника. Его взгляд опускается и приближается к персонажам. Он сам как бы входит в круг действующих лиц, среди которых много его родственников, сочувствует происходящему событию, а вместе с ним – зрители картины.
Поразительно, насколько противостоит астраханским композициям восприятие художником Нового города в Тольятти на рубеже веков. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на выполненные в технике пастели полные драматизма урбанистические пейзажи «Ночь» и «На семи ветрах».
Николай Зубков постоянно возвращается к работе над картинами на тему прекрасной и доброй жизни людей в обжитом пространстве. В 2006 году он пишет три характерные для него композиции: «Начало осени», «Русский квас», «Летний вечер в Астрахани». В них архитектура и детали городского пейзажа соразмерны человеку и словно охраняют его от бурь и тревог внешнего мира. В последней, невидимые людям, тихо и величаво движутся персонажи картин Кустодиева. Деревья, словно арка, обрамляют происходящее во дворе старинного дома, собор своим присутствием благословляет эту жизнь.
Российская провинция
Возвращаясь к любимой теме, Н.Зубков создает серию графических листов, посвященных красоте российской глубинки. Он работает в смешанной технике, используя акварель, тушь и перо. В основу произведений положен материал, собранный за многие годы работы.
В полихромной графике особенно выявляются характерные для работ Зубкова черты: продуманность и тщательность исполнения, четкость рисунка, светозарность цвета, присущая акварели. Как и в живописи, имеет значение каждая подробность. Вместе с тем, в камерных работах особенно ощущается теплое, задушевное отношение художника к
изображаемому мотиву. Основные темы листов – виды старой Астрахани, Торжок с его панорамами, крепостными руинами и храмами.
Известно, что в число наиболее сохранившихся исторических городов России входит Елабуга. Стоящий на Каме город славится своей великолепной природой, некогда прославленной Шишкиным, и уникальным старинным архитектурным ансамблем с храмами у края берегового откоса. Здесь Николай Александрович в 2007 году побывал на пленэре с учениками и участвовал во Всероссийском симпозиуме по современной живописи «Елабуга. 1000 лет». По итогам поездки он написал несколько живописных работ, выполнил серию карандашных рисунков. Среди них - улицы, состоящие из двухэтажных домов с вросшими в землю цокольными этажами, дворы, в том числе, дворик шишкинского дома. В композиции «Пленэр в Елабуге» Шишкин как бы присутствует во дворе своего дома и смотрит на седого художника с раскрытым мольбертом. Часто повторяющийся мотив - окруженные густой зеленью деревьев, приближенные или замыкающие перспективу торжественные храмы, стройные колокольни, часовни.
Бывая в исторических местах, художник испытывает глубокие переживания при встрече со стариной, хранящей память прошедшей жизни, но неразрывно связанной с сегодняшним днем. Автор ищет эту глубинную связь и старается передать ее в своих работах. Тема занимает его на протяжении многих лет.
Свое отражение она находит в картинах и рисунках, созданных в Хвалынске. Ежегодно группа художников ездит из Тольятти на пленэр в Хвалынск Саратовской области. В 2009 году Николай Зубков принял в этом участие. Утопающий в садах тихий провинциальный город на берегу Волги, сохранивший нетронутым уникальный архитектурный облик, живописные окрестности с Волгой и поросшими лесом невысокими горами произвели на художника большое впечатление своеобразием и патриархальным покоем. Здесь родился Петров-Водкин. Среди прочего, Николай Александрович запечатлел дом, в котором рос знаменитый художник, в графической и живописной работе. В композиции «В гостях у Петрова-Водкина» изображение украшенного пропильной резьбой покосившегося деревянного дома художника, дополненное автопортретом, «Богоматерью» и фрагментами работ Кузьмы Сергеевича, создает ощущение сопричастности к его жизни и творчеству.
Пейзажи. Поволжье
С Тольятти Николая Александровича Зубкова примирила природа Жигулей. В ней он находит красоту и гармонию. В традициях русской реалистической живописи художник правдиво ее воспринимает и трактует. Объективность изображения соединяется в пейзажах с эмоциональностью, с передачей меняющихся настроений.
Мастер выявляет красоту и выразительность мотива. Рядом с работами, воспроизводящими отдельные уголки природы, порой сопоставленными с отдаленными прямоугольными силуэтами кварталов Нового города, пишутся произведения с убедительно выраженным эпическим или поэтическим образом. Введенные в пейзаж лодки, дома раскрывают связь природы с человеческой жизнью.
Композиции пейзажей Николая Зубкова выверены и продуманы. Подчеркиваются такие структурные моменты, как ритм, декоративность цветовых пятен. Художник объединяет различные формы, взятые близко предметы первого плана и пространство водной глади, высокого неба, далеких горных отрогов. Спокойные ритмы горизонтальных полос с озерами, пологими берегами и лесом вдалеке, обогащенные вертикалями сосен, помогают раскрыть красоту родного края («Васильевские озера»). Мерные ритмы широкого панорамного изображения создают эпический строй в картине «Родные просторы». Частности в пейзажах, будь то горы, деревья, дома, подчиняются общему. Оттенки цветовой гаммы чаще всего приводятся к тональному единству. Это не значит, что картины Зубкова лишены декоративности. В зимнем пейзаже «Вечер», в картине «Бахилова Поляна» цвет становится ярче, его сочетания напряженней, подчиняясь той образной задаче, которую решает автор.
Николай Александрович с любовью относится к натуре, что помогает ему создавать пейзажи и натюрморты, проникнутые поэтическим переживанием.
Натюрморты
Натюрморты Николая Зубкова не противоречат основной направленности его творчества. Их можно назвать программными. Рассматривая их, погружаешься в мир, созвучный мыслям и чувствам художника. Или в атмосферу старинного города, как это было в натюрморте, написанном в Елабуге.
Отбирая и сопоставляя предметы, автор создает камерные по характеру натюрморты. В них находит отражение любовь живописца к деталям предметного мира.
В «Натюрморте с бабочкой» звучит тема осени. В колорите используются золотисто-охристые цвета. На досках табуретки – букет высохших трав и слетевший бурый листок. На рулон бумаги, как улыбка уходящего лета, села случайно залетевшая бабочка. Цельная композиция отвечает чуть печальному, но светлому настроению.
Художник умеет показать за скромными по своему внешнему виду предметами незримое присутствие человека с его пристрастиями и вкусами.
В 1996 году была начата серия натюрмортов, которые можно назвать ретроспективными. В них ощущается влияние произведений старых голландцев и русского натюрморта первой трети 19 века.
Виртуозность и романтический характер музыки И.Н.Гуммеля повлияли на создание «Натюрморта с гранатами». Выверенный ритм форм и силуэтов, цветовых акцентов отвечают музыкальной теме.
Натюрморт со старинной керосиновой лампой выполнен под влиянием голландских художников 17 века. Внимание к каждому предмету, красота и сгармонированность цветовых сочетаний, форм, ритмическая организация холста сближают натюрморт с классическими композициями голландцев.
Подобно старинным картинам, в некоторых работах используется драпировка, выявляющая глубину пространства, в котором располагаются предметы. В композицию вводятся часы, как символ уходящего времени.
Одна из лучших работ этой серии – «Натюрморт со шкатулкой». В центре композиции располагается старая дубовая шкатулка, а вокруг нее – различные любопытные вещицы, которые в ней хранились. Художник как бы перебирает предметы, показывая их зрителям. Сопоставляет их, демонстрирует разнообразие форм и фактур. Натюрморт написан насыщенными, но приглушенными красками, составляющими цветовую гармонию.
Натюрморты Зубкова строго продуманы, содержательны и крепко построены. В них есть то чувство времени, которое присуще его видам старинных городов.
Композиции. Тольятти. Последнее десятилетие
В последнее время в творчестве Н.Зубкова появляются различные по характеру работы. Но в них прослеживается определенная тенденция. Композиция «В Лунопарке» включает зрителя в радостную атмосферу праздника. В «Любимой мелодии» эта радость связывается со звоном церковных колоколов, изображение становится более условным. В «Праздничном салюте» над ликующей толпой, над шумом и суетой людей, вышедших на площадь из коробок домов, возвышается торжественный белый храм.
Этот символ Божьего благословения и защиты некогда был отодвинут в глубину картины.
Подкупает задушевностью «Яблочный Спас». В нем сплелось и соединилось множество личных впечатлений и воспоминаний художника.
Мистическое начало все более усиливается в произведениях Николая Александровича. Оно проявляет себя без экзальтации, без крика, в виде неких «видений». В живописном произведении объединяются реальные и призрачные фигуры.
Глубокое чувство, «свет, в душе носимый» живет в женщинах с зажженными свечами в руках, стоящих перед призрачным образом церкви Божией на фоне рациональных прямоугольников домов Автограда в работе «Моление о храме». Композиция написана с элементами условности, свойственной иконописи.
В небе над кварталами Нового Города появляется видение «Входа Христа в Иерусалим» («Вербное воскресенье»).
Группа наших современников фотографируется на фоне величественного пятиглавого собора. Рядом темные, призрачные комиссар и красноармейцы расстреливают этот собор – вспомните разрушенные храмы в 20-х годах. И тут же светлые фигуры: дама и кавалер, вышедшие из экипажа с кучером. Перед нами смешение времен и событий.
Работы Зубкова – не ретроспекция, в которой восстанавливается прошлое. Он выражает в художественной форме свое страдание и печаль о прошедшем. Мечтает о соразмерном человеку добром и гармоничном мире, противопоставляя его прозе жесткой современной жизни.
В искусстве Николая Александровича Зубкова находит отражение мироощущение художника. Поэтому его творчество, поскольку он художник искренний, органично вписывается в диалектику развития российского искусства 21 века. В искусстве нового века «подъем свободы российского искусства на рубеже 80-90-х годов 20 века» сменяется «коммерциализацией творчества, слившегося с шоу-бизнесом в 90-2000-е». На этом фоне многие ищущие художники снова уходили «в «подполье» в виде частного пространства собственного дома, воспоминаний или отвлеченной философии».(«ARTGALSinfo искусство и современность» 28 февраля – 6 марта 2011 года). Произведения Николая Зубкова то утверждающие радость людей вопреки скудной действительности, то демонстрирующие духовные поиски художника не противоречат общим тенденциям.
В последние годы Н.А.Зубков находится на подъеме творческой активности и много выставляется. Он участвовал в Межрегиональной художественной выставке «Единение» в Нижнем Новгороде. В 2009 году показал 3 персональные выставки и еще в 3-х принимал участие. В 2010 году его работы экспонировались на 10 городских выставках.
Педагогическая деятельность
Участники выставки преподавателей изобразительного искусства 1986 год Тольятти, Карла Маркса 65. Валерий Бузеров, Юрий Пилясов, Николай Шумкин, Николай Зубков, Сергей Попов, Вячеслав Кругляков, Борис Кунин, Аненкова, Олег Королёв.
С 1979 года Н.А.Зубков преподает основы изобразительного искусства в художественных школах и студиях. Он начал свою педагогическую деятельность в Детской художественной школе №1 города Астрахани.
По приезде в Тольятти 10 лет работал в детской художественной школе №1. В 1987 году, когда Николай Александрович вел занятия по композиции декоративно-прикладного искусства, Главный комитет ВДНХ СССР присудил ему бронзовую медаль Выставки достижений народного хозяйства за высокий уровень преподавательской работы. В то время он с учениками послал гобелены на Всесоюзную выставку в Москву. Ребят, которые выполнили под его руководством гобелены, отметили правительственными грамотами.
Уже девятнадцатый год Николай Александрович Зубков работает в детской художественной школе «Керамика» (Марка Шагала). Он преподает по академической программе, адаптированной им для художественных школ.
Придерживаясь традиционных методов в обучении детей, Зубков, в тоже время индивидуально подходит к каждому ученику, учитывает его способности и пристрастия.
Его подход к работе дает хорошие результаты. Среди тех, кто учился у Зубкова, есть художники и дизайнеры, архитекторы, искусствоведы и ювелиры.
Многие продолжили свое образование и стали известными мастерами. Игорь Панов, Владимир Ротмистров, Александр Шалякин и Лариса Москвитина окончили Санкт-Петербургскую Академию художеств (институт им. И.Е.Репина).
Ротмистров, Панов и Шалякин вступили в Союз художников России. Первые двое преподают на художественно-графическом факультете Тольяттинского государственного университета.
Выпускники Башкирского педагогического института 1992 год.
Искусствовед Л.И.Москвитина работает заместителем директора по научной работе Тольяттинского художественного музея. Андрей Панкратов и Виталий Ершов стали выпускниками Пензенского художественного училища. Дарья Тимошкина и Оксана Ольхова окончили худграф ТГУ.
По итогам многолетней преподавательской работы Николай Александрович был награжден в 2010 году Почетной грамотой министерства культуры Российской Федерации. Ему присвоили звание ветерана труда федерального значения.
Астраханская художественная школа №1. Группа выпускников Зубкова Н.А. 1978 год.
С 2006 года Зубков является членом государственной аттестационной комиссии Тольяттинского государственного института сервиса. Обладая высокой квалификацией художника и педагога, рецензирует дипломные работы выпускников художественно-графического факультета ТГУ.
Апрель 2011г.
А.В.ПАВЕЛЬЕВА
Искусствовед, член Союза художников РФ