footer
122
Астрахань – солнечный ветер, песок… 
Астрахань – волжских огней поясок... 
Такая ж, как все, и на всех – непохожа: 
Разноплеменна глазами и кожей, 
Разноязыка, страстями дремуча; 
Севером – сдержана, 
Азией – жгуча.
В Кремле, на верху, в колокольне, где ветер –
Песком на зубах заскрипели столетья… 
Ирина Серотюк

 

«Российская Александрия», храм среди степи — город Астрахань.

Поразительная и уникальная история у этого южного провинциального города нашей страны. Не раз ему суждено было подвергнутся разрушению, но всегда возрождался он из руин человеческого невежества. Подобно драгоценному камню хотели владеть этим местом многие народы, но в итоге Астрахань всех их поглотила и создала неповторимый колорит южной крепости России.

Здесь прекрасным деревом проросла в песках православная культура, плоды которой — храмы и церкви — украшают город. Хаотичная застройка, сочетание разных материалов (камня, дерева, глины) породили тут уютные улочки и дворики, что оставили в детстве многих людей самые тёплые воспоминания. «Советская клетка» жилых массивов создала, как это обычно бывает, драматичную картину противоборства старого и нового. Новый век, столь рьяно стремящийся всё обезличить, так же добавил новых красок в архитектуру города, и тут, конечно, можно заострить своё внимание на трагичности всей ситуации, а можно быть мудрее, поддаться лирическому настроению и прогуляться по улицам этого замечательного города, обратив внимание на его красоту.
Художник Николай Зубков, чья жизнь тесно связана с Астраханью, призывает к прогулкам, к исследованию городской истории. Он приглашает нас полюбоваться линиями улиц, трамвайных путей, которые словно путеводители указывают на судьбы, на личные сюжеты, придают одухотворённость архитектуре города. Графические листы художника не просто отображение действительности, но рассказы, которые повествуют не люди, а дома. У зрителя есть уникальная возможность увидеть и почувствовать атмосферу повседневной жизни Астрахани.
Заботливое отношение к каждой детали передаёт любовь автора к этим местам. Его работы наполнены частичками уходящего времени, но цветовая гамма отнюдь не опечалена ностальгией. Вместо серых оттенков «стареющих» бульваров и переулков, тёплые и нежные краски «пожилых» домиков, храмов и церквей.
Интересное впечатление производят работы Зубкова. Несмотря на предполагаемую графичность изображений линии не режут взгляд, не кричат о драматизме перемен, не спорят с цветовыми решениями. Они податливы, изящны и мягко вписываются в композицию. Порой забываешь, что перед тобой графика.
В работах Николая Зубкова можно увидеть в первую очередь характер автора — его личные воспоминания, любовь к истории этого города. Художник не просто выстраивает композицию, а работает над полнотой содержательной части. Пером он не просто пишет, а рассказывает нам историю, что заставляет иначе взглянуть на городские объекты — трамвайное депо, кафетерий и прочие.
Отдельное место в душе художника занимает православная культура. Выросший в окружении древнерусского зодчества и впитавший архаичность астраханского кремля, Николай Зубков отображает гармоничность, красоту, величие храмов и церквей, их значимость для духовного мира Астрахани.
Автор так же обращается к теме любования прекрасным. А каким ещё может быть город, в котором ты вырос?! Первая любовь, уроки жизни, исторические события Родины никуда бесследно не пропадают. Они врезаются в память. Своими деталями создают отношение к тому или иному месту.
Ну и конечно, тема родного дома. Современная жизнь заставляет отрываться от корней, ехать в другие города, но остаётся память о своей улице, дворе, где прошло детство.
Печально то, что коммерция сейчас диктует план застройки городских улиц, уничтожая памятные места, не задумываясь о личных переживаниях людей. Николай Зубков, пока это возможно, улавливает каждый миг, чтобы восхититься стариной, что так сильно наполнена настоящими чувствами людей, а не иллюзорной властью денег.

Автор: Виталий Кривицкий

Материал подготовлен к персональной выставке Николая Александровича